Поиск

Иисус — не Машиах

Автор: прот. Вячеслав Рубский
Оглавление

Различное понимание Иисуса Христа у ранних христиан. Почему Христа назвали Машиахом

Хотя заявленная тема достаточно простая, без какой-либо революционности, тем не менее она вызывает резонанс, и православные почему-то очень и очень болезненно на неё реагируют.

Говоря про образ Мессии, нельзя не учитывать, что во время евангельских событий и в первые годы и десятилетия после них христиане серьёзно недооценивали Иисуса Христа. Затем, с осознанием того, с Кем они имели дело, постепенно Его значимость возрастала. Евангелие действительно сохранило несколько слоёв этого осознания. И оно, безусловно, не было чисто хронологическим, так чтобы в первые десять лет осознавали так, во вторые двадцать лет – этак, а дальше – третьим образом. Нет-нет. Даже у Юлии Латыниной в её «расследованиях»1 хорошо описан этот пёстрый мир раннего христианства, поделённый на десятки течений, спорящих и анафематствующих друг друга. Чуть ли ни в любом апостольском послании отражено это неприятие и глубочайшее презрение ко всем окружающим, но не к себе любимым. Начиная и с самого аутентичного Послания к Римлянам, дальше – Послания к Коринфянам и так далее, везде та же поза: вот мы хорошие, все остальные — это лжепророки, лжебратия и тому подобное2.

Некоторые христианские группы довольно долго представляли Иисуса Мессией – Машиахом Ветхого Завета. И это отразилось на форме евангельского сказания об Иисусе Христе. Идея у них была простая: чтобы сделать фигуру Христа более весомой (особенно среди иудейского окружения), Его нужно представить в виде Машиаха Ветхого Завета.

Главный наш тезис, который будет обоснован ниже, следующий: Христос не был обетованным Машиахом ни разу, только если, может быть, его пародией.

Идея Машиаха Ветхого Завета – это позорнейшая идея локального мышления, которая, естественно, опозорила и христианство. Ранние христиане как-то пытались представить эту идею как приличную и рабочую (пристроить и приспособить её для нужд миссии). Что из этого получилось? Из этого не могло ничего получиться.

Многие страницы Евангелия ярко передают сознательную полемику Иисуса с той идеей, что Он – Мессия. Единственный момент, где Он назван Мессией, это беседа с самарянкой в четвёртой главе Евангелия от Иоанна. Но здесь Он называет себя так просто потому, что именно она назвала Машиаха тем, с кем бы она хотела поговорить по сути дела, а не с этим вот странным человеком, который сидит у колодца. Тогда Он и сказал ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин.4:26).

Итак, в Первом Послании ап. Иоанна сказано, что Христос есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин.5:20). Ап. Павел в Послании к Колоссянам пишет, что в Нём обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Т.е. Он воплотившийся Творец неба и земли. Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… всё Им и для Него создано… и всё Им стоит (Кол.1:16-17). Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3). Все эти Альфа и Омега, начало и конец… Вседержитель (Откр.1:8), Господь и Бог (Ин.20:28) – это всё относится ко Христу. Но почему же тогда первохристиане не проповедуют, не подчёркивают эту мысль в Евангелии?

Во-первых, это естественно, что первохристиане не подумали, что Он – Бог. Я уверен, что ап. Павел считал Его «Богом», но это не то же самое, что аристотелевский «Бог». Это не то же самое, что «Бог» Ксенофана Колофонского3, это не тот же самый «Бог», который присутствует в византийской или латинской схоластике. То есть это немножко разные представления о Боге. У Карен Армстронг вы можете прочитать «Историю Бога»4, и там отчасти показан этот генезис.

«Машиах» – ложная идея сама по себе и совершенно не относима к Логосу, к Иисусу, именуемому Христом. С другой стороны, «воплощение Бога» – также неприемлемая идея в том культурном коде, в котором жили апостолы. Они не только не могли ретранслировать эту идею, они её и для самих себя не могли осознать. То есть, когда апостолы понимают Христа как Машиаха, они достигают того же максимума, что и жители России или Украины, когда они принимают Христа как Бога. То есть для нас назвать человека Иисуса Богом – это максимум. И то мы с трудом ещё понимаем, каким это образом у нас так получилось: Он – и Бог, и Человек. Тут даже мы чуть-чуть выше головы подпрыгиваем, когда говорим, что, да, это немного абсурдно, но я вот считаю, что Он Бог. То есть мы выдаём Ему максимальную оценку.

Почему же христиане вынуждены были назвать Иисуса Христа Машиахом? Во-первых, если Он не раввин, не пророк, не учёный, т.е. если Он – «никто» и находится вне корпуса авторитетов, то в том смысловом континууме, в котором они находились, право говорить о религии может быть только у Машиаха. И как раз в иудейской концепции Машиах имеет право появиться ниоткуда.

Как к Машиаху присматривались к Иоанну Крестителю. Он сказал: «Нет». Потом – ко Христу. В принципе, Он тоже сказал: «Нет». И Евангелие это показывает. Один раз Его прямо хотели сделать царём (Ин.6:15). Он открещивается от всякого собрания людей, которое пытается Его возвысить, тем самым подтверждая слова – «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18:36).

Но даже если бы Он сто раз прокричал и на груди себе выколол «Я не Машиах» ☺, всё равно бы они говорили, что Он – Машиах. Потому что других способов говорить о Нём так, чтобы Он вызывал чувство уважения, авторитета, не было. Только так – пророк и Машиах. Если же Он Машиах, то Он должен как-то вписываться в старую иудейскую надежду. При этом Машиах – тоже слишком прописанная, узнаваемая фигура для того, чтобы Христос в неё попал. Христос не был и ни секунды не старался быть Машиахом. Тем не менее, христианам пришлось представлять историю так, чтобы Он выглядел Машиахом.

Ниже мы проведём некоторый анализ текста Библии, который кому-то покажется издевательством над оным, так как мы увидим отрицание определённого слоя евангельской традиции. Но это неизбежно, потому что возражений против этого нет. Просто это настолько твёрдо и явно, что мне сложно представить, как кроме гипераллегоризации можно выйти из этой ситуации.

Евангельское «пророчество» о воцарении Христа над «домом Иакова». Нормативное представление о Машиахе

Вообще Машиах, даже в иудейской культуре, понимался по-разному. Это и Давид, который тоже когда-то считался Помазанником (Мессией). С другой стороны, служение Мессии понималось первыми иудеохристианами как чисто национальное явление, связанное с освобождением Иерусалима от гнёта язычников. Это выражено в словах Захарии (отца Иоанна Крестителя), который, исполнившись Святаго Духа, пророчествует, что Мессия «спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянёт святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости» (Лк.1:71-75).

То есть, самое главное – это надежда, с которой и принимается Христос-младенец.

Ещё раньше сам Архангел Гавриил тоже произносит первое пророчество о Мессии в том же ключе: Он пришёл избавить Иерусалим (Лк.2:38) и навечно воцариться над Домом Иакова (Лк.1:33). Этот 33-й стих первой главы Евангелия от Луки – совершенно ложный стих, потому что перед нами очередное несбывшееся пророчество. Есть очень чёткая формула, «Он воцарится над домом Иакова», которая не подразумевает, что он будет «лидером мнений» или «Богом» над всей Землёй, в том числе и над домом Иакова. Нет. Это определённый технический термин, который значит, что он станет вечным царём над Израилем, над домом Иакова. И когда мы видим фигуру вечного царя, сразу очевидно, что это апелляция к Мессии, у которого есть пять особенных признаков5:

  1. Мессия является обычным смертным человеком в том же смысле, в котором был человеком царь Давид (См.: Дан.9:26; 3Ездр.7:29). Давид также был Мессией, т.е. Помазанником на царство. И для того, чтобы быть Мессией, не обязательно быть божественным.
  2. Как и царь Давид, Мессия должен вести победоносные войны и спасти Израиль от внешних врагов. (См.: Числ.24:17; Пс.109:2,5,6; Ис.9:4-5, 49:25-26; Мих.5:6-9)
  3. Мессия должен построить Храм в Иерусалиме. (Иез.40-48 гл.; Мал.3:1)
  4. Мессия соберёт народ Израиля из рассеяния и обеспечит ему полное благоденствие и политическую гегемонию. (См.: Быт.49:10; Пс.71:9-11; Иез.28:25; Иез.39:25-29; Дан.2:44; Соф.3:17-20)
  5. Мессия должен установить мир по всей земле. (См.: Ис.2:4,11:6; Мих.4:3)

Пророчества о Мессии в Ветхом Завете

Для того чтобы проповедовать Иисуса и представлять Его Мессией, первохристиане, пользуясь малограмотностью тогдашней целевой аудитории, притягивают к Иисусу самое подходящее к Нему «пророчество» – образ «раба» или «слуги» Иеговы из Книги пророка Исаии. Но не подлежит сомнению, что «слуга Господа» первоначально не имел ничего общего с Мессией. Если мы посмотрим контекст до 53-й главы, мы увидим, что «рабом» или «слугой» Господа прямо называется сам народ Израиля (см.: Ис.41:8; 44:1-21; 45:4; 48:20; 49:3 и др.). Господь обещает, что хотя Он наложит на раба Своего испытания, Он не покинет свой народ, который смиренно всё это перетерпит и получит вознаграждение: возвращение на родину, восстановление прежнего царства и проч.6 Если вот так просто прочесть эти главы, всё станет на свои места. И в целом вся «мессианская» 53-я глава пророка Исаии повествует о том же «благоуспешном рабе»7. Речь идёт, конечно, не о Мессии, который якобы «трости надломленной не переломит» (Ис.42:3; Мф.12:18-20) и т.д.

Если бы действительно на Иисусе сбывались ясные пророчества Ветхого Завета, то Ему после Воскресения не было бы нужды отверзать апостолам ум к уразумению Писаний (Лк.24:35) и изъяснять эммауским путникам Луке и Клеопе сказанное о Нём во всём Писании (Лк.24:27). То есть христиане говорят о том, что понять, где Ветхий Завет говорит о Мессии, просто так нельзя, нужно якобы иметь особенное озарение. Так они пытались закрыть глаза на то, что все места Ветхого Завета, признанные мессианскими самими христианами, сильно противоречат тому, что мы читаем об Иисусе в Евангелиях.

Итак, мы просто берём ветхозаветные пророчества, которые в семинарии проходят как относящиеся к Мессии, и видим, какие реальные надежды и мечты жили в народе Израиля: например, придёт Мессия и всех вокруг покорит, сокрушит и т.д.

109-й псалом – бесспорно мессианский, потому что Сам Христос напоминает его фарисеям, когда спрашивает их о словах Давида: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (см.: Мф.22:41-46). И дальше цитата псалмопевца: Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих… Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит [землю] трупами, сокрушит голову в земле обширной (Пс.109:2,5,6). Вот что совершит Мессия. Но Иисус из Назарета этого не делал и не собирался делать. Какой же с Него Мессия? Не стремился Он к чаемой покорности народов (Быт.49:10). И Он не разит князей Моава и не сокрушает всех сынов Сифовых (Чис.24:17).

То есть мы видим здесь очевиднейший подлог, который обусловлен определённым направлением христианской апологетики, не видевшей другого выхода из ситуации. И первохристиане здесь не врали, как обычно врут люди. Они так думали. Для них сказать «Мессия» всё равно, что для нас сказать «Бог» или «Богочеловек». Это семиотически эквивалентные величины. В каком-то родовом племени (например, у древних синтоистов) сказать, что этот человек есть явление духа нашего праотца – это максимум, что они могут о нём сказать. А вот понятия «Бог» или «боговоплощение» у них нет. Так и здесь. В иудаизме было понятие о Боге, но не было понятия о боговоплощении. Соответственно, они берут Мессию, как максимальное представление о человеке.

«Пророческий» 71-й псалом вещает о Мессии, который сойдёт, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни его процветёт праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нём непрестанно, всякий день благословлять его; будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле (Пс.71:6-16).

Иеремия пророчествует: И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно (Иер.23:3-6).

То есть в Ветхом Завете совершенно чёткие представления о Мессии. Это царь-завоеватель, на стороне которого выступает сам Бог. Он собирает рассеянных людей Израиля, отстраивает Храм, подчиняет всех Израилю, устраивает внутреннюю гегемонию, благоденствие и вечное правление. Вот что делает Мессия.

Но христиане не хотели видеть абсолютной аполитичности Иисуса Христа и вынуждены были цитировать, скажем, пророка Михея: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краёв земли. И будет Он мир… Он-то избавит от Ассура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши… И будет остаток Иакова между народами, среди многих племён, как лев среди зверей лесных, как скимен среди стада овец (заметьте, как Израиль понимает себя – В.Р.), который, когда выступит, то попирает и терзает, и никто не спасёт от него. Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены. И будет в тот день, говорит Господь: истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои, исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих. Искореню из среды твоей священные рощи твои и разорю города твои. И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны (Мих.5:2-15).

И христиане ничтоже сумняшеся цитируют именно эту речь – но почему-то не далее второго стиха! – и указывают на то, что Христос-Спаситель родился именно в Вифлееме, хотя дальше нам подробно расписывают, кто там должен родиться. Случайность? Не думаю! ☺

Можно подумать, что они просто бессовестные люди. Но я ещё и ещё раз хочу их оправдать, так сказать, по-религиоведчески. Для тех людей назвать Христа Мессией – это возможный максимум. Поэтому апостолы, будучи в этом уверены, спешили быстрее рассказать людям о пришествии Господа и о скором конце света. И здесь они немножко, так сказать, модифицировали концепцию Мессии. Он стал апокалиптиком, предвестником конца света, а уже на конец света отложились все эти разборки с соседями, освобождение Израиля от врагов и т.д.

Христиане цитируют ещё одно «пророчество»: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагрённая кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис.9:1-7; см.: Мф.4:16).

Именно это мы поём на Великом Повечерии и имеем в виду, что это про Христа. О, нет, это не про Христа! Это про клятого фашиста, о котором мечтал иудейский народ. Иудейский народ имел совершенно цельное античное сознание, в рамках которого они ценили только себя и любили только себя.

Теперь, наверное, можно понять, насколько революционным был ответ Христа на заданный Ему вопрос: «А кто ближний мой?» (Лк.10:29). Да это и не был вопрос. По сути дела, это возмущение – «неужели Ты хочешь в понятие ближнего включить ещё кого-то, кроме иудея?» И Он как раз отвечает, что ближний это не иудей, это любой. Это слушает древнее сознание, уверенное, что иудеи должны всех покорить, унизить, наказать, что все должны им лизать пыль, на которой они стоят. И с этой идеей борется Христос.

Его назвали Христом, в то время как Он «анти-Христос». То есть Он против Машиаха. Он Тот, Кто против этой идеи по самой сути. Он не хочет управлять политикой, не хочет восстанавливать Царство Израилю. Он не хочет покорять все остальные народы и собирать всех в одно место, отстраивать Храм. Именно поэтому Он проходится по всем этим пунктам и говорит: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (Мк.13:2).

Когда согласно пророчествам надо было собрать этих всех рассеянных, Он, наоборот, – посылает апостолов. Он их не собирает в одно место, а апостолы идут к ним в их места. Когда надо было поразить врагов, пришедших Его арестовывать, Он говорит: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52), т.е. не нужно сопротивляться… Говорит: платите дань римлянам (см.: Мф.22:16-22), в то время как от Него ждали, что Он этих-то римлян и скинет.

Пророк Софония тоже пишет о Мессии: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары… Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их (Соф.3:8-13).

Дважды в Ветхом Завете в пророчествах упоминается о том, что народы окрестные принесут дары. И это мощный аргумент в пользу сказания о трёх волхвах, которые принесли дары, или о трёх царях, как их ещё называют. Хотя, если представить, что действительно три царя решили совершить путешествие, чтобы принести дары, то вместе с каждым из них должно было идти войско в пару тысяч.

Представьте, едут в чужой стороне три волхва, на трёх ишачках, навьюченных золотом и прочим; они идут себе так вот мимо границ, по пустынным местам… Думаю, что даже если в тех местах не было разбойников, то и нормальные люди бы их убили и забрали бы это всё золото себе ☺. Хотя, может быть, их вёл по рождественской звезде Дух Святой какими-то тропами необычными.

Следующая цитата: И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк.1:31-33). Это «пророчество о Христе» упоминалось выше. В нём говорится, что Господь Бог престол Давида даст Иисусу. И обычно это было по обетованию. Однако родословная Иисуса у Луки идёт от Иосифа, который был потомком царя Иехонии, на которого было наложено проклятие (подробнее о несбывшемся пророчестве об Иехонии см. ниже). Вот как оно звучит у пророка Иеремии: Так говорит Господь: запишите человека сего лишённым детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее (Иер.22:30). Значит, надежда на царствование Иисуса была ложной? Да. Иисус пришёл не за этим. Эти образы совершенно противоположны.

Пророк Даниил о Мессии: И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится (Дан.7:14).

Пророк Исаия видит, как Мессия «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого» (Ис.11:2-4). «И соберёт изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовёт от четырёх концов земли» (Ис.11:12). Желательно прочесть всю 11-ю главу Исаии и 4-ю главу Михея.

Снова Софония пишет: Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя… Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почёт и именитость на всей этой земле поношения их. В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почётными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь (Соф.3:17-20).

Даниил: Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; и царство это не будет передано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все те царства, а само будет стоять вечно (Дан.2:44).

И поверьте, попытки аллегоризировать эти вещи совершенно не соотносятся с духом Ветхого Завета. Слог Ветхого Завета настолько конкретен, что там, даже когда речь идёт о землях, то говорится о том, каким образом эти земли были куплены, когда они, по какому праву завоёваны.

Исаия в 52-й главе пишет: Иерусалим, город святый! Ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый (Ис.52:1). И здесь опять выражены эти совершенно фашистские, человеконенавистнические мечты о том, чтобы иметь чистый город без внешних, чтобы в этот город стекались только налоги.

Христос, конечно, не поддерживал эту идею. Более того, в 23-й главе от Матфея мы находим: Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:37-38). Так Христос представляет противоположную ситуацию по сравнению с Машиахом. Такое впечатление, что Он собрал все эти пророчества о Мессии в один файлик, а потом ходил и проповедовал ровно наоборот.

Не обойтись нам и без анализа знаменитой фразы: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему… (Мф.1:23). Конечно же, это тоже вообще никак не относится к Мессии. Это крайне перевранная фраза, и в оправдание этого можно сказать, что нынешний уровень грамотности вырос просто космически по сравнению с древними книжниками. Это мы сейчас в нашем XXI веке любые тексты Библии можем проанализировать, посмотреть параллельные места и проч. Тогда люди могли что-то слышать краем уха «се, Дева во чреве» и думать себе «а каким же образом Дева зачнёт?», и спорили там «алма» (по евр. «молодая женщина») написано или «парфенос» (по греч. «дева»)?

Но если прочесть Исаию с 7-й главы по 9-ю, то всё станет ясно. Сиро-ефремлянская война (734 г. до Р.Х.). Северные царства, Сирия и Израиль, объединились против Иудеи (Ис.7:1; 4:6). Иудейский царь Ахаз очень боится этого объединения и надвигающейся угрозы вторжения. Тогда Господь посылает к нему пророка Исаию (Ис.7:2-3) с вестью: они не смогут захватить царство Ахаза. Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её (Ис.7:14-16).

Далее Исаия приступает к «пророчице», которая зачинает и рождает ему сына (Ис.8:3). Ребёнок должен был родиться во время правления Ахаза, и, прежде чем он достигнет зрелости, коалиция сиро-ефремлян распадётся (см.: Ис.7:16; 8:4). Это точно исполнилось: через два года в 732 г. до Р.Х. пал Дамаск, а через десять лет (прежде чем «этот младенец» достиг зрелости, т.е. двенадцати лет) в 722 г. до Р.Х. падает и Самария. В результате Иудея оказалась избавленной.

Вот так просто Бог хотел успокоить Ахаза: будь спокоен, вот тебе ребёнок, и Я тебе точно говорю, что ты зря боишься. При чём здесь рождение от девы? При чём тут Иисус вообще? Более того, потом, когда у Исаии родился этот сын, он не назвал его Еммануилом. Бог повелел Исаие назвать его Магер-шелал-хаш-баз, что означало «спешит грабёж, ускоряет добыча».

Таким образом, когда исторические ситуации подобны, тогда авторы наводят параллели через соотнесение событий.

Этапы развития догмата о Христе

Читая всё это, ловишь себя на мысли, что Бога, Господа Бога нашего, изначально пытались выдать за некую «денежную жабку», за что-то такое дешёвое. Но потом наступает следующий период – субординационизм, где Он представляется «малым Богом» в триаде Отец, Сын и Святой Дух. И хотя здесь Христос уже Бог, но Он всё-таки подчинённый, меньший или, как говорил Арий, тварный в каком-то смысле. Потом – Никейское соглашение (собор 325 г.), и уже Он представляется сопрестольным, совечным и т.д. Это и есть развитие христологического догмата, не столько хронологическое, сколько логическое.

Ранее в своём докладе «Правая вера и система идентификации»8 я показывал, что когда первые христиане говорят, что Христос – Бог, то Его представляют сидящим рядом с Богом, то есть Он – божественный. Но это не то же самое, что единственный и неповторимый Бог. Понятие «Бог» мыслилось только в единственном числе, особенно для иудеев. Остальные думали о богах как о следующем этаже жизни, где живут другие сущности, божественные только потому, что они жили там, а не здесь.

Примеры несбывшихся пророчеств Ветхого Завета

Нас не должно шокировать или как-то удивлять такое количество несбывшихся библейских пророчеств о Машиахе. Ветхий Завет полон подобных пророчеств. Укажем на некоторые из них.

Пророчество о взятии Египта Навуходоносором: И было слово Господне к Иеремии в Тафнисе: возьми в руки свои большие камни и скрой их в смятой глине при входе в дом фараона в Тафнисе, пред глазами Иудеев, и скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатёр свой и придёт, и поразит землю Египетскую: кто [обречён] на смерть, тот [предан будет] смерти; и кто в плен, [пойдёт] в плен; и кто под меч, под меч. И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжёт оные, а их пленит, и оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно, и сокрушит статуи в Бефсамисе, что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжёт огнём (Иер.43:8-13).

Как известно, ни Навуходоносору, ни последующим вавилонским царям не удалось покорить Египет и «раскинуть шатёр» в его столице.

Пророчество об Иехонии: Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского… Так говорит Господь: запишите человека сего лишённым детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее (Иер. 22:24-30).

Отметим, что формула «Живу Я» на библейском языке означает клятву!

Но бездетным Иехония не был: «Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его. Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его» (1Пар.3:16-17). После возвращения Иудеев из Плена фигурируют два значимых лица: «Шешбацар князь Иуды» (Езд.1:8; 5:16) и Зоробабель, сын Салафиила (Езд.3:2; 3:8; Неем.12:1), то есть, внук Иехонии. Шешбацар (= Салафиил) – сын Иехонии, указом Кира назначен «областеначальником» (Езд.5:14). Зоровавеля же Аггей пророк прямо называет «правителем Иудеи» (Агг.1:1; 1:14; 2:2; 2:21) и даже изрекает о нём поистине мессианское пророчество.

Но этого мало! Именно по линии Иехонии (согласно Евангелию от Матфея) и продлился тот род, в котором воссиял Христос: …Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф.1:11-16).

Итак, «пророчество» не исполнилось – у Иехонии были дети, согласно тому же родословию у евангелиста Матфея. Разумеется, пророчество можно понять несколько в ином смысле: не сказано, что у Иехонии не будет детей, но сказано «запишите его бездетным, так как уже никто из его потомков (которые всё же подразумеваются) не будет сидеть на престоле Давида и не будет владычествовать в Иудее». Допустим, пророчество относилось не к реальной бездетности, а к тому, что пресекается царственность, не будет престолонаследия. Но сказано ещё, что никто из его племени «не будет владычествовать в Иудее». И вот его сын Салафиил и внук Зоровавель становятся князьями и правителями Иудеи. Т.е. всё-таки его потомки владычествовали в Иудее, пусть даже самое краткое время.

Пророчество о Седекии: Слушай слово Господне, Седекия, царь Иудейский! так говорит Господь о тебе: ты не умрёшь от меча; ты умрёшь в мире, и как для отцов твоих, прежних царей, которые были прежде тебя, сожигали при погребении благовония, так сожгут и для тебя и оплачут тебя: «увы, государь!», ибо Я изрёк это слово, говорит Господь (Иер.34:4-5).

Однако тот же Иеремия пишет далее: И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле. А Седекии выколол глаза и велел оковать его медными оковами; и отвёл его царь Вавилонский в Вавилон и посадил его в дом стражи до дня смерти его (Иер.52:10-11).

Сюда же относится пророчество Олдамы к Иосии в 4Цар.22:20 и его совсем не мирная смерть, согласно 4Цар.23:29-30.

Пророчества о Зоровавеле (внуке Иехонии) и Иисусе, сыне Иоседекове (первосвященнике): И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвёртый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф (Агг.2:20-23).

Ирония состоит в том, что именно вскоре после изречения этого пророчества Зоровавель сошёл с исторической сцены, тихо и бесследно. Никаких потрясений земли, опрокинутых престолов и сокрушённых сил языческих царств.

И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, которые суть очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (Зах.4:8-10).

Увы, руки Зоровавеля не окончили строительства Храма. В начале конфликта, описанного в Езд.4-5 гл., он ещё присутствует, но вот к концу конфликта и к моменту освящения Храма его имя уже больше не встречается.

В целом, у Захарии и Аггея первосвященник Иисус, сын Иоседека, и князь Иуды Зоровавель, сын Салафиила – мессианские фигуры: Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные [Мессии – В.Р.] елеем, предстоящие Господу всей земли (Зах.4,11-14).

Именно на основании этого текста богословие иудейских мистиков и апокалиптиков выводило учение о двух Мессиях: священническом («Учителе Праведном» из секты ессеев) и царственном («сыне Давида», мессии политических реакционных мессианских групп). У Захарии вся 3-я глава посвящена облачению Иисуса в ризы первосвященника, причём в явно мессианском контексте. Но он, как и Зоровавель, исчез с исторической сцены, едва успев появиться. Причём, по всей видимости, при Ездре и Неемии вообще отсутствовал первосвященник, по причине чего Неемия запретил священникам, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом (Езд.2,63; Неем.7:65). В Езд.10:18 упомянуты только сыновья Иисуса, сына Иоседевока.

Не в этих ли столь явно оскандалившихся пророчествах причина того, что фарисеи, формировавшие канон пророков, не вносили в канон книг Аггея и Захарии? Эти книги были приняты сектой «сынов Света» в районе Кумрана, а фарисеи (в целом, не отвергавшие пророчеств), не считали книг Захарии и Аггея достойными включения в канон. Их книги вошли в масоретский канон уже после падения Храма в 70 г. н.э.

Пророчество Ис.14:1-2 (порабощение угнетателей): Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмёт в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими (Ис.14:1-2; ср.: Мих.4:13).

Увы, после алии9 538 года до Р.Х. Израиль так и не «взял в плен» ни вавилонян, ни ассирийцев, которые не стали «рабами дома Израиля в земле его».

В 28-30 главах Иезекииль обещает Египту и городу-государству Тир – разгром от рук Вавилона и Навуходоносора. Обещает подробно и красочно. Однако из истории мы знаем, что Вавилоняне не захватили ни Тира, ни Египта. Тир в результате пошел на мир и вассальные отношения с Вавилоном, а Египет и вовсе выстоял.

Резюме. Снова о евангельских слоях и развитии христианской догматики

Итак, один из ранних слоёв Евангелия подаёт Христа как Мессию. И для кого-то он звучал убедительно. Другой слой рисует Его совершенно непонятным посланником неба, каким-то образом связанным и живущим с Отцом. Он представляется неким небесным духом, демиургом, божественным Логосом, близким к Богу. Третий слой, сыгравший решающую роль в развитии догматики, это признание Христа Воплощением подлинного Бога, Сыном Божиим, единосущным и равночестным Отцу.

Но тут же встала проблема, как уместить двух Богов на одной жёрдочке, а трёх – тем более. Тогда пришлось три Ипостаси компоновать в одну композицию, называемую Святой Троицей, Которая по сути дела ЕдИница, как у нас и говорят: «Троица-ЕдИница». Почему так? Просто потому, что позиционно нами (человеческим сознанием) может восприниматься только один Бог. Но об этом я уже говорил не раз10.

Вопросы после лекции

Обязательно ли Иисусу быть Богом? Бог и Машиах – антагонистические понятия

Вопрос 1: Исходя из приведённых ветхозаветных цитат, пророчеств о Мессии, можно утверждать, что это человек, а не Бог… И это само собой разумеется. Но если авторы Ветхого Завета предполагают, что это точно человек, то, когда мы цитируем эти пророчества (читаем паремии на вечерне про Христа и т.д.), то означает ли это, что мы сами себе возражаем? Ведь пророчества говорят об Иисусе как о человеке, мы же Его величаем как Бога. Можно ли здесь уладить это противоречие?

Уладить, конечно, можно всё. Но для того, чтобы понимать более-менее правильно, нужно согласиться с тем, что для первохристиан Иисус был тем самым помазанником из пророчеств. Так ап. Пётр в своей первой проповеди говорил, что всё, что было обещано Давиду, вот теперь исполняется на Христе (см.: Деян.2:22-36). Нуждается ли Пётр в том, чтобы Христос был Богом? Вовсе нет. И иудеи не понимали, зачем Он должен быть Богом, зачем это нужно.

Также и нынешние «Свидетели Иеговы» прекрасно обходятся без того, чтобы Христос был Бог, и всё у них сходится, и искупление, и спасение у них получается. То есть «Свидетели Иеговы» явно доказывают, каким образом может быть гармонична христианская теология со всеми христианскими тезисами без того, чтобы Христос был Богом. Сколько антитринитариев было в истории христианства!..

Ветхий Завет живёт своей жизнью. Он апеллирует только к своим реалиям. Единственное место, где он заходит за горизонт, это его националистические, фашистские мечты о покорении мира, когда все будут ему должны и т.д. и т.п. Вот в этом компоненте Ветхий Завет действительно смотрит далеко вперёд. В остальном, он обещает разобраться со своими врагами, избавить от конкретных соседей и т.д.

Для пророков, особенно для малых пророков, у которых всё поконкретнее, всё это – внутренняя кухня Израиля. При чём здесь христианство? Сейчас это непонятно. Но раньше христиане пытались зайти в этот большой образ якобы исполнившихся пророчеств, что возможно только подтасовкой на подтасовке. Очевидно, что они не только не исполнились, но и не должны были исполниться, исходя из того, как вёл себя Христос, и что Он говорил. И получался такой диссонанс: с одной стороны, нам нужно донести проповедь Христа, а с другой стороны, для того, чтобы Ему была площадка говорить, Он должен быть Мессией, а Мессия (который должен прийти, порядок навести, всех расставить и т.д.) – это как раз то, что Он отрицает.

Пришлось эту идею Мессии откладывать на Его возвращение, на Второе пришествие, после явления которого всех начнут судить направо и налево и проч. и проч. Естественно, что это тоже ложная идея, в которую никто не верит, просто потому, что это одна из идей раннего Израиля, перешедшая в раннее христианство, от которой раннее христианство отказалось с помощью перенесения всех этих мстительных вещей в отложенно-бессрочное будущее.

И скоро любой батюшка заговорит: «Может ли Христос-Бог в славное Второе пришествие 13-летнего ребёнка, который где-то курил в подворотне, смотрел эротические картинки в интернете или же матерился, взять и кинуть в огнь вечный?! Ну как же так?!» То есть в сегодняшней ситуации мы просто вынуждены расправу, которую видим, например, в 19-й главе Откровения, не принимать даже в отложенном виде, вообще ни в каком виде.

Но вот этот неопределённый период отложенного мщения в какой-то степени работал в христианстве. До Альберта Швейцера11. У него на эту тему есть труд12, который стал переломным моментом для христианской теологии.

Подчеркнём наш тезис: Христос – не Мессия, Иисус – не «Христос», потому что Иисус – Бог. Бог и «Христос» (т.е. Машиах) это антагонистические понятия в рамках понимания самого Иисуса Христа. Он делал всё для того, чтобы не мстить врагам, не наказывать язычников. Вот Он хвалит веру сотника: и в Израиле не нашёл Я такой веры (Лк.7:9). И этот сюжет в Евангелии – типологический, а не просто случайность. Но если Христос раз за разом повторяет, что самарянка – хорошая, римский воин, распинавший Его, – хороший, римский сотник – хороший, разбойник на кресте – хороший, добрый самарянин из притчи – опять хороший и т.д., то, очевидно, что Христос убивает идею мессианского фашизма, согласно которой Мессия только своим делает хорошо, а другим делает очень и очень плохо.

В иудейском и христианском предании о Мессии мы видим разные системы повышения акций одной и той же фигуры.

«Родословная» Антихриста

Вопрос 2: Откуда взялась идея, что Машиах, которого ожидают иудеи, это Антихрист, предвестник конца мира? Зачем она?

Если мы возьмём Второе Послание к Фессалоникийцам, то там Антихрист выглядит как какой-то захватчик, который придёт и сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2Фесс.2:4). То есть это ещё проиудейская риторика. По Апокалипсису Антихрист не просто сядет в храме Божьем, но будет вести войну со святыми и победит их (см.: Откр.13:7), то есть это такой лидер иудейской оппозиции. «Последнее время! Сейчас самый пик сил сатанинских!» Так первые миссионеры, обманывая своих доверчивых слушателей, объясняли, почему сейчас они такие маленькие и слабенькие. А те думали, что это можно пережить только потому, что начался процесс агонии оппозиции Христа, когда агонизируют сатанинские силы, и всё это закончится полной властью Бога на земле. Вот такая в целом была теория у первохристиан, ничего не поделаешь.

Отсюда со временем возникает ситуация отмежевания от Машиаха, которого ждут иудеи. Так как тот по своим характеристикам, естественно, ветхозаветный, злой и, когда придёт, должен будет насиловать всех остальных, значит он – Антихрист. Наш-то Машиах (Христос) добрый, а их – не добрый – всех заставляющий, принуждающий, убивающий… Это не как в «Трёх разговорах» 13 у Соловьёва, где Антихрист даётся такой очень рациональный и вдумчивый.

Несколько Заветов с Яхве. Как Яхве стал абсолютным Богом

Вопрос 3: Насколько я понимаю, в древних религиях, да и, в принципе, почти в любом язычестве, Бог – это такой особый человек с особыми плюшками, который, к примеру, кидается молниями и кушает амброзию, чтобы быть бессмертным, которому нужны жертвы, чтобы кушать. Отличался ли Яхве Ветхого Завета от подобного образа? Если да, то в какой момент Он стал отличаться?

Нужно чётко понимать диспенсационный14 принцип Ветхого Завета, который насчитывает в нём несколько заветов. Это и завет с Ноем, и завет с Адамом, Авраамом, с Иаковом, с Моисеем и с Давидом. И каждый раз эти проекты заветов разные, но смысл – один и тот же – подчиняйся Богу, т.е. правильной иерархии. Естественно, что в начале Яхве Ветхого Завета такой же, как языческие боги. Он нуждается в жертвах, Он ими питается и т.д и т.п.

Что повлияло на становление Яхве как абсолютного Бога? Во-первых, это влияние Аменхотепа IV, то есть влияние египетского плена (1847-1417 до Р.Х)15, который вообще подарил Израилю письменность. Затем – значительное влияние плена вавилонского (597-539 до. Р.Х), который подарил Израилю эсхатологию, надежду на воскресение и т.д. Эти два плена по-своему обогатили теологию евреев, сделали её достаточно прогрессивной, но всё равно сектантской.

Дополнительные материалы

Пророчество Даниила о 70-ти седминах (из чаёвни Мф.22)

У пророка Даниила вообще ничего нет от божественного откровения. Это чистый зороастризм и больше ничего. Три отрока в пещи? – это замечательно. То, что надо есть фрукты, это тоже прекрасно. А что дальше? Все откровения – они не сбылись.

Вопрос: А семьдесят седмин?

Ну, вот, высчитывайте. Высчитали? И когда будет конец?

Вопрос: Нет, там говорится про год первого пришествия Христа.

Замечательно исполнилось! Но только то, что должно было исполниться после того, почему-то не наступило. После семидесяти седмин должно было наступить феерическое армагеддонское действо. Но ничего, кроме локального разрушения Иерусалима, не наступило.

Книга пророка Даниила в паре с Апокалипсисом – это другая традиция. Не будем её судить, но втискивать её в христианство нет оснований.

В книге пророка Даниила говорится, что царь [помазанник] будет покорять народы, рубить всех направо и налево, что совершенно противоречит всему…

Вопрос: А откуда он брал информацию?

Откуда брал информацию? Бог ему дал.

Вопрос: Обманул, значит?..

Нет. Бог всегда говорит правду, но человек эту правду пересказывает на своём языке, и этот язык оказался непонятным. Ничего страшного. Ну, непонятен. Ну, сказал пророк не то. Ну и что?

Вот, мы берём книгу Ионы пророка. И пророк Иона говорит: «Ребята, я сказал пророчество. Ниневия погибнет!» Но Бог решил иначе – что она не погибнет…

И когда нам разжёвывают пророчество: вот, смотрите, пророк сказал, а оно не сбылось, но не сбылось оно также, как и сказано оно – по действию Божию. Но когда мы просто видим, что пророчество не сбылось, мы уже не понимаем, что оно не сбылось по действию Божию.

Хорошо размышлять о книге пророка Даниила, когда мы её не читаем. Это очень удобно, и хорошо, и прекрасно. Но если её почитать реально (7-ю главу особенно), то там мало не покажется. Эта книга никуда не подходит. Иудаизм там представлен в самых отвратительных своих традициях, как человеконенавистническая религия.

Пророчество Даниила о «мерзости запустения» (из чаёвни Мф.24-25)

Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф.24:15-16).

Начиная с 15-го стиха мы видим переход повествования. Иисус переходит на повествование о гибели Иерусалима. Если до того Он говорил о «конце света», то дальше Он говорит о гибели Иерусалима, а потом опять переходит в повествование о «конце света»… Есть два наиболее приоритетных толкования этих вещей.

Первое. Редактор механически соединил две проповеди, не связанные друг с другом: проповедь о конце Иерусалима и проповедь о «конце света». Для иудея, естественно, это одно и то же, а для других людей это не одно и то же. Поэтому как редактор, как иудей, например, Матфей соединил эти два повествования в одно, что свидетельствует о том, что Евангелие Матфея моложе 70-го года (по преданию оно написано в 62-м году). Матфей соединил эти два пласта проповеди, считая, что Христос говорил об одном и том же. Что для него падение Иерусалима? Это вам не падение Храма Христа Спасителя. Мы уже сейчас знаем, что могут построить ещё два таких. Но тогда Иерусалимский Храм это был не просто символ, это самое олицетворение Божиего мира, творения.

Надо сказать, что идея «мерзости запустения» взята не только из книги пророка Даниила, но и из 168 года до Р.Х., когда Антиох Епифан захватил Иерусалимский Храм, осквернил его, поставив там статую Зевса со своим лицом. И, естественно, он кадил там языческие богослужения. Это было предельным оскорблением для иудея. Во-первых, он порабощён. А это уже религиозный параметр. Порабощение Иудеи всегда воспринималось религиозно. То есть это Иегова за что-то мстит, это Иегова чему-то учит, это Иегова оставил нас… Или Иегова побеждён, как в псалмах: «Господи, восстани в прю мою», т.е. в борьбу мою вступи, Ты же не проиграешь. Бог не может проиграть, он положит всех в подножье ног. И если Иерусалим захвачен, то здесь два варианта: или Бог проиграл, или Он нас за грехи наказывает. И вот во времена Антиоха Епифана это пророчество Даниила уже осуществилось. Но Христос опять прибегает к этому пророчеству, говорит о «мерзости запустения»: когда увидите мерзость запустения, бегите в горы. Т.е. мы видим, что речь уже плавно переходит в апокалипсис об Иерусалиме, начиная с 15-го стиха. То есть мы должны чётко видеть, где заканчивается проповедь о «конце света» и начинается проповедь о конце Иерусалима, как цитадели иудейства. Дальше Христос опять переключится на проповедь о конце света.

Итак, первое толкование – редактор механически сложил две проповеди в одну, считая это одним и тем же. И второе толкование – Христос намеренно смешивает эти два плана для того, чтобы показать абсурдность всех этих ожиданий.

Можете стоять на любой точке зрения. Обе они имеют против себя возражения.

Вопрос: Абсурдность каких ожиданий?

Всех. В конце мы увидим, что нужно делать. Бдите и молитесь. Вот что нужно. Никаких ожиданий быть не должно. Просто будьте людьми. Всегда и везде.

  1. «Иисус. Историческое расследование» (2018), «Христос с тысячью лиц» (2019).[]
  2. «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор.11:13-15; 11:26);
    «Вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились» (Гал.2:4-5);
    «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит.1:7,10-11);
    «сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2Тим.3:8-9; 4:14-15);
    «теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1Ин.2:18-19);
    «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр.2:6, см. также: Рим.11:7-8; Фил.1:28; Кол.3:5-7; Евр.10:26-29).[]
  3. Ксенофан Колофонский († 478 до Р.Х.) – древнегреческий поэт и философ.[]
  4. «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе» (1993) – научно-популярная книга британского религиоведа Карен Армстронг. Описывает историю трёх основных монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама, а также буддизма и индуизма.[]
  5. Нормативные признаки, приведённые здесь, отличаются от признаков, которые приведены в «Катехизисе» 2009 года. Т.е. мы, христиане, «видим» то, что нам подходит, а на другое закрываем глаза или используем аллегорический метод толкования…
    «Бог также посылал пророков, которые с поразительной точностью и ясностью предсказали обстоятельства рождения и земной жизни обетованного Спасителя мира. Они указали людям признаки, по которым те могли бы узнать Спасителя, когда Он явится на земле.
    Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (см.: Ис.7:14); он с удивительной ясностью предсказал также страдания Спасителя (Ис.53).
    Пророк Михей предсказал, что Христос родится в Вифлееме иудейском (см.: Мих.5:2), и это предсказание сами иудеи понимали и относили к обетованному Спасителю ещё ранее, нежели узнали о Его рождении (см.: Мф.2:4-6).
    После построения второго Иерусалимского Храма пророк Малахия предсказал, что Пришествие Спасителя приближается, что Он придёт в этот Храм, и перед Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указывается на Иоанна Крестителя (см.: Мал.3:1; 4:5).
    Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим (см.: Зах.9:9).
    Давид в 21-м псалме изобразил Крестные страдания Христа с такой точностью, как будто этот псалом был написан у самого Креста на Голгофе.
    Пророк Даниил предсказал, что Спаситель явится на земле спустя 490 лет после издания персидским царём указа о восстановлении стен вокруг Иерусалима, и что за Его Крестной смертью последует разрушение Храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв (см.: Дан.9).
    Кроме того, в Ветхом Завете содержатся многочисленные прообразы Спасителя мира. Так, лестница, виденная патриархом Иаковом, прообразовала снисхождение Сына Божьего на землю через Воплощение от Девы Марии; агнец пасхальный, которого евреи закалывали и ели в память своего избавления от египетского рабства, прообразовал собою страдание и смерть обетованного Спасителя; манна небесная прообразовала Тело Христово; медный змей, вознесённый Моисеем в пустыне, прообразовал Крестную смерть Господа; трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита прообразовало трёхдневное пребывание тела Христова во гробе…» (Православный катехизис. Основы христианского вероучения. – К.: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2009, с. 90-91)[]
  6. Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Моё! славы Моей не дам иному (Ис.48:9-11).
    Я сказал, и призвал его; Я привёл его, и путь его будет благоуспешен (Ис.48:15).
    Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твоё было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною (Ис.48:17-19).
    И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся. Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и пленённые сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу; и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев (Ис.49:23-26).
    Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нём, славословие и песнопение (Ис.51:3).
    Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим…ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдёт Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображён паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! (Ис.52:9,12-14).[]
  7. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис.53:12).[]
  8. См. видео «Доклад: правая вера и система идентификации» | 24.08.2017: https://youtu.be/59PK7XqMtQc[]
  9. Алия («восхождение, возвышение») – групповое или индивидуальное переселение евреев из диаспоры в Землю Израиля (Эрец-Исраэль). Это слово употреблено в Библии для обозначения сынов Израилевых, отправившихся в Эрец-Исраэль из Египта (Быт.50:14 и Чис.32:11), а затем, применительно к более позднему периоду, для обозначения изгнанников, вернувшихся из Вавилонского пленения (Ездр.2:1; 2:59). Указ Кира, царя персидского, от 538 г. до н.э.: «Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме» (Ездр. 1:3), – стал призывом к алие. См. https://archive.jewishagency.org/ru/historical-aliyah/program/43096/[]
  10. См. также лекцию-чаёвню «Монотеизм» (публ. 18.02.2020): https://youtu.be/23K9SmLG6w4[]
  11. Альберт Швейцер (1875 – 1965) – немецко-французский (эльзасский) философ культуры, лютеранский теолог, гуманист, органист, музыковед и врач. Доктор философии (1899), лиценциат теологии (1900), доктор медицины (1913); лауреат Нобелевской премии мира (1952).[]
  12. «История исследования жизни Иисуса» (1913). Первое издание 1906 года – «От Реймаруса до Вреде».[]
  13. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1899) – философское сочинение В.С.Соловьёва.[]
  14. От англ. dispensation – распределение, период.[]
  15. Даты приведены согласно православной традиции: https://ru.wikipedia.org/wiki/Библейская_хронология[]
Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
12345
6 месяцев назад

Да, Латынина — большой спецыалист!

Дмитрий
6 месяцев назад

Отличная книига

Оглавление
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x